А что такое трехуровневая система дистрибуции алкоголя в США и какое это имеет отношение к современному ритейлу?

Помните “Джанго освобожденного”? Там события разворачиваются в 1858 году, за три года до Гражданской войны в США. А вот до сухого закона – еще целых 60 лет. И за это время Америка успела конкретно “ужраться”…. 🙂 Думаю, “ужирались” и в имперской России и в странах старушки Европы, но США первые, кто решил с этим как-то побороться.

В конце 19-го и начале 20-го века бары, “салоны”, таверны торчали на каждом углу, как сейчас кофешопы в центре Москвы. Только это были не просто бары, “tied houses” – заведения, которые целиком контролировались пивоварнями и винокурнями. Так называемые “связанные дома” получали от производителя алкоголя мебель, а иногда даже зарплату барменам. А взамен – бар продавал алкоголь только этого производителя.

Anheuser-Busch (сейчас эти первые буквы украшают названии AB InBev, пивоваренной компании №1 в мире) был в числе первых, кто эту “связку” прокачал до совершенства. В России мы знаем это как “эксклюзивный договор с точкой”, и, спойлер №1 – так до сих пор работает.


Ну и в чем проблема-то? В том, что конкуренция умерла, а пьянство – наоборот, расцвело. Люди пили в кредит. Соц. коллапс и все прочие “измы”.

И вот в 1919-м Конгресс решил: хватит. Приняли сухой закон. Кто не смотрел фильмы про Аль Капоне – самое время. Спойлер №2 – закон провалился. Но дал миру одну неожиданную вещь.

Three-Tier System – этакий посредник во имя справедливости

Впервые я узнал про эту систему от коллег из США (компания MolsonCoors). Сначала подумал, что это бред, и только спустя несколько лет врубился, что это то, что надо сделать везде и со всем. Что это такое вкратце:

  1. Производители (пивоварни, винодельни, винокурни) могут продавать свою продукцию ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО дистрибьюторам.
  2. Дистрибьюторы могут продавать ТОЛЬКО ритейлу.
  3. Дальше все понятно, ритейл продает потребителям.

Вот они все три уровня. Ни один участник не может “перепрыгнуть” уровень. Никаких купленных эксклюзивных контрактов, полок и холодильников.

Ни в одной стране мира такого нет.
Например, в России или в Европейских странах – производитель имеет право продавать свою продукцию напрямую ритейлеру, минуя дистрибьюторов.

Но что дают эти “три уровня” в США?

  1. Предполагается, что система снижает влияние агрессивного маркетинга на рост потребления алкоголя (ложь, потребление росло все эти годы)
  2. Предполагается, что система делает рынок более прозрачным в части выплаты акцизов (не знаю)
  3. Но главное, система исключает какую-либо форму монополий. Больше нельзя владеть барами или выкупать полки и холодильники в магазинах (а вот это правда и это круто! )

Именно поэтому в США вспыхнула крафтовая революция. Потому что маленькие игроки смогли пробиться. Это касается и пива, и сидра, и даже маленьких семейных виноделен и винокурен. В России же, где три пивоварни держат до 80% рынка, любой реальный крафт, если и появляется, то скорее в каком-нибудь уголке магазина на полке, где чаще покрывается благородной пылью.

Кстати, благодаря именно этой системе семейные винокурни из Канады, водочный бренды вроде Русского Стандарта и Белуги получили шанс выйти на американский рынок.

А теперь главный вопрос: почему такая “справедливость” работает только для алкоголя?

Современный FMCG: замаскированная монополия

Зайдите в ближайший супермаркет. Посмотрите на полки с шампунями, кетчупами, газировкой. Видите 100 брендов? Не радуйтесь, почти все они принадлежат одним и тем же 4-5 компаниям.

Например, шампуни:
P&G владеет Head & Shoulders, Pantene, Herbal Essences
Unilever владеет Dove, Sunsilk, Clear
Henkel владеет Schwarzkopf, Dial, Syoss

Ритейлер (например, Магнит или Ашан) назначает одну компанию (например, P&G или Unilever) “капитаном категории” или “чемпионом”( кто как перевел с английского на русский, как говорится), который, внимание, ПОМОГАЕТ ритейлеру управлять маржой всей категории товаров, а это означает, что условный P&G контролирует все – полочные цены, планограммы, количество фейсингов, периоды продвижения и, главное, сам ассортимент!

Coca-Cola и PepsiCo делают это же в газировке. Ритейлеры получают бесплатные холодильники, стеллажные системы – как с открытым брендингом, так и с намеком на капитана категории (например, обратите внимание на синий цвет). И именно этот “капитан категории” решает как будут визуально выглядеть стеллажи всей категории, и главное, “судьбу” конкурентов! Попадет ли мелкий игрок на полку или нет.

Добро пожаловать обратно на Дикий Запад. Только на этот раз нет законов, препятствующих этому. Нет трехуровневой системы дистрибуции, ведь она работает только с алкоголем.

Вот такая чистое, непорочное, никем и ничем необузданное…. рыночное доминирование.

Поэтому маленьким игрокам очень сложно выйти в современный ритейл без финансового обременения (листинги, ретробонусы, низкие отпускные цены и так далее)


А что, в Европе лучше?

В Европе регулируется “доминирование” законом: запрещены “злоупотребления рыночной долей”, ценовые войны и так далее. Но и там крупные бренды “вертят” правилами как хотят.

Онлайн показалось спасением…

Когда началась эпоха интернет-торговли, многие обнадежились: ну наконец-то! Теперь и маленький бренд может продать свой джем или мыло напрямую потребителю. Но часто вы заходите на отдельные сайты?

Но… прошло всего-то несколько лет – и рынок схлопнулся в тройку гигантов-маркетплейсов. А там та же песня, что и в ритейле. Может быть чуть лучше обстоит дело с долей полки, потому что полки нет.

Но есть другое. Об этом – в следующий раз.

Comments

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *